Введение учебного предмета «Труд (технология)»
С 1 сентября 2024 года в школьном расписании начальной и основной школы появится новый предмет «Труд (технология)».
В начальной школе на него будет отведено 135 часов обучения, что составляет 34 часа в год для каждого класса от 1 до 4-го. Уроки будут проводиться один раз в неделю. Программа начального общего образования включает несколько модулей, общих для каждого года обучения. Это «Технологии, профессии и производства», «Технологии ручной обработки материалов», «Конструирование и моделирование» и «Информационно-коммуникативные технологии».
На уроках труда школьники будут заниматься с различными материалами, такими как бумага, картон, ткани, природные материалы, пластик, поролон, фольга и другие. Они получат основы слесарного дела, кройки, шитья.
В основной школе на предмет «Труд (технология)» выделено 272 часа: по 68 часов в год (2 часа в неделю) в 5, 6 и 7 классах, по 34 часа в год (1 час в неделю) - в 8 и 9 классах.
В программу по трудовому обучению для 5-9 классов войдут обязательные и вариативные модули.
Пять обязательных модулей:
- «Производство и технологии»
- «Технологии обработки и пищевых продуктов»
- «Компьютерная графика. Черчение»
- «Робототехника»
- «3-D моделирование, прототипирование, макетирование»
Три дополнительных (вариативных) модуля:
- «Автоматизированные системы»
- «Животноводство»
- «Растениеводство»
Основные преимущества новой программы труда заключаются в приобретении базовых навыков работы с разными материалами, знакомстве с миром профессий и самоопределении. Особое внимание будет уделено черчению и графической грамоте, а также введены разделы о беспилотных летательных аппаратах в модуле «Робототехника».
Данные изменения в программе труда позволят детям получить новые знания и умения, которые могут пригодиться им в будущем.
Основы безопасности и защиты Родины
4 августа 2023 года президент РФ Владимир Владимирович Путин утвердил поправку в закон «Об образовании в РФ», согласно которой учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» переименован в «Основы безопасности и защиты Родины».
Цель изучения ОБЗР – формирование у обучающихся готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности. В рамках предмета школьники освоят знания и умения, которые помогут подготовиться к военной службе.
Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины», вводится с 1 сентября 2024 года во всех школах РФ в 8-11 классах и будет проводиться 1 раз в неделю.
Дополнительно к полученным на уроках знаниям будут проходить учебные сборы, обучение практическим навыкам.
Приказом Минпросвещения России от 27.12.2023 No 1028 о внесении изменений в ФГОС основного общего и среднего общего образования утверждены образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования для учебного предмета — «Основы безопасности и защиты Родины».
Согласно данному документу изучение предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» в основной школе должно обеспечить понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности и защиты Родины, а также роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения.
Предметные результаты изучаемой дисциплины призваны отражать:
- понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества,
- формирование установки на здоровый образ жизни,
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства,
- знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
- умение оказать первую помощь пострадавшим,
- принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации.
В результате изучения предмета у школьников должны быть также сформированы:
- знания об элементах начальной военной подготовки, в том числе строевой, тактической, огневой, инженерной и военно-медицинской,
- знания о правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий,
- знания об общевойсковых уставах, о правилах оказания первой помощи в условиях боевых действий,
- нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии, личная антиэкстремистская и антитеррористическая позиция,
- представления о боевых свойствах оружия массового поражения и способах защиты от него, о беспилотниках воздушных и морских и их использовании в условиях современного боя,
- представления о том, как противостоять опасностям (в том числе криминогенного толка) в цифровой среде.
Федеральная рабочая программа ООО по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»
Нормативное и организационно-методическое обеспечение введения обновленных ФГОС и ФООП
- Приказ Минпросвещения РФ от 19.03.2024 г. № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Минобразования и науки РФ и Минпросвещения РФ, касающиеся ФООП»
- Приказ Минпросвещения РФ от 9.02.2024 г. № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Минобразования и науки РФ и Минпросвещения РФ, касающиеся ФГОС (История нашего края)»
- Приказ Минпросвещения РФ от 01.02.2024 г. № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Минобразования и науки РФ и Минпросвещения РФ, касающиеся ФООП (ОБЗР)»
- Приказ Минпросвещения РФ от 22.01.2024 г. № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Минобразования и науки РФ и Минпросвещения РФ, касающиеся ФГОС (Труд (технология))»
- Приказ Минпросвещения РФ от 27.12.2023 г. № 1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Минобразования и науки РФ и Минпросвещения РФ, касающиеся ФГОС (ОБЗР)»
- Приказ министерства образования Белгородской области от 08.05.2024 г. №1445 «О введении предмета Труд (технология)»
- Приказ министерства образования Белгородской области от 15.05.2024 г. №1486 «О введении предмета Основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР)»
Утверждены Федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования
В российских школах начался переход на обновленные ФГОС. 1 сентября 2022 года на них перешли 1 и 5 классы, а средняя школа переходит на обновленный ФГОС СОО с 1 сентября 2023 года.
Минпросвещения России приказами от 16 ноября 2022 г. утвердило: приказом №992 — Федеральную образовательную программу начального общего образования (ФОП НОО), приказом №993 — Федеральную образовательную программу основного общего образования (ФОП ООО), приказом от 23.11.2022 №1014 — Федеральную образовательную программу среднего общего образования (ФОП СОО). Приказы опубликованы на официальном интернет — портале правовой информации и вступают в силу со 2 января 2023 года.
На обучение по ФОП школы перейдут с 1 сентября 2023 года.
ФОП по каждому уровню включает 3 раздела:
целевой — определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
содержательный — включает федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания;
организационный — включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы, определяющие общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы.
ФОП по каждому уровню предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ:
ФОП НОО — по Русскому языку, Литературному чтению и Окружающему миру;
ФОП ООО – по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществоведению, Географии, Основам безопасности жизнедеятельности;
ФОП СОО — по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществознанию, Географии и Основам безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, ФОП — это основной документ, определяющий содержание общего образования, регламентирующий образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности с учетом обновленных ФГОС.
371-ФЗ_24_09_2022_изменения в _273-ФЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Минпросвещения 992 от 16.11.2022 Об утверждении ФООП НОО.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Минпросвещения 993 от 16.11.2022 Об утверждении ФООП ООО.pdf (скачать) (посмотреть)
Приложение к 12012 О направлении Информационно-разъяснительного письма об основных изменениях ФГОС.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
С официальными приказами о введении в действие ФГОС и тексами стандартов можно познакомиться по ссылке https://fgos.ru/
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительное;
- Художественно-эстетическое;
- Образовательное;
- Патриотическое;
- Общественно-полезная деятельность;
- Проектная деятельность.